Дебютный репертуар

Тема в разделе "Обучение шахматам", создана пользователем MrTwister, 30 июн 2013.

  1. MrTwister

    MrTwister Продвинутый

    0
    965
    +132 / -0
    Из множества дебютных вариантов, содержащихся в толстых справочниках, необходимо отобрать несколько для постоянного применения. Без справочников не обойтись - все начала, которые можно было испробовать уже испытаны до нас, и следы об этом можно найти в тех же справочниках.

    Варианты, включаемые в дебютный репертуар, должны отвечать следующим требованиям:
    1. Быть жизнеспособными, т. е. не приводить при сильнейших ответах соперника к трудной игре черными или игре без шансов на перевес белыми.
    2. Отражать наши сильные стороны и приводить к таким позициям, где мы чувствуем себя наиболее уверенно.
    3. Быть логически обоснованными, т. е. удовлетворять основополагающим принципам шахматной игры.
    Последнее требование является отнюдь не последним по своему значению. Оно подразумевает, что недостаточно заучивать дебютную теорию наизусть, но нужно ясно представлять, почему каждому ходу варианта мы отдали предпочтение перед другими возможными продолжениями. Если какой-либо ход по вашему мнению отвечает принципу активности в широком смысле этого слова больше, чем ход книжный,— не спешите с выбором и вдумайтесь в позицию еще раз. Если и после повторного анализа ваше мнение не изменится, то можете смело применять понравившийся вам ход на практике. В худшем случае вы уступите дебютное преимущество, но зато приобретете неоценимый опыт как в части правильной оценки позиции, так и в других элементах шахматного мастерства.

    На первых порах дебютный репертуар не должен быть чересчур обширным. Вспомним, что на протяжении многих лет Р. Фишер не баловал своих соперников разнообразием дебютов: он неизменно играл 1. e4, на 1... c5 почти всегда предпочитал схемы, связанные с развитием слона на с4, на французскую защиту после 1. е4 е6 2. d4 d5 избирал 3. Кс3 и т. д. Любимым ответом А. Карпова на сицилианскую защиту в пору становления его шахматного таланта был закрытый вариант (1. е4 с5 2. Кс3, надолго откладывая d2—d4). У шахматиста, избравшего узкий круг дебютов, есть во всяком случае время отшлифовать варианты до тонкостей, постигая секреты взаимодействия фигур и других трудно формализуемых сторон шахматного искусства.

    Начинающим шахматистам не стоит стремиться к вариантам с острой форсированной игрой, требующим обширных знаний и постоянного ознакомления с шахматными новинками,— все это будет впереди, надо сперва научиться хорошо играть в шахматы. Опытные турнирные бойцы, напротив, должны иметь в своем распоряжении и такие варианты, и варианты со спокойной игрой, и варианты с контршансами. В ответственных соревнованиях необходима гибкая тактика, да и встречаться приходится с партнерами разных стилей и различной квалификации.