Основные принципы игры в дебюте

Тема в разделе "Обучение шахматам", создана пользователем MrTwister, 30 июн 2013.

  1. MrTwister

    MrTwister Продвинутый

    0
    965
    +132 / -0
    Общие принципы разыгрывания дебюта содержатся в любом учебнике для начинающих. Третий чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка обращал внимание на следующие моменты:
    1. Быстрое и солидное развитие, избегающее создания постоянных слабостей. Если применяемый вами способ развития заставляет противника создавать у себя такие слабости, то это обстоятельство в вашу пользу. Развиваясь, следует стремиться к овладению центром путем немедленного занятия его пешками или же путем дальнобойного обстрела его фигурами.
    2. Не следует ходить одной и той же фигурой дважды до окончания развития.
    3. Следует избегать потери материала без должной компенсации.
    4. Вообще говоря, одного или двух коней следует развивать раньше, чем слонов. При первой возможности надо рокировать в короткую сторону».
    Важно понимать, что эти правила являются не какими-либо застывшими догмами, а лишь частными следствиями из главной цели, заключающейся в максимальном увеличении интегральной активности фигур. С помощью подобного рода рекомендаций (несмотря на их безусловную ценность) никогда не удастся охватить все аспекты активизации, и даже такое правило, как «не ходи в дебюте одной и той же фигурой дважды» точнее было бы изложить в виде: «случаи, когда повторный ход одной и той же фигурой в наибольшей степени способствует достижению перевеса в активности, чрезвычайно редки».

    Для правильного разыгрывания дебюта необходимо учитывать все факторы: актуальную активность, активность взаимодействия, материальную составляющую активности, надежное положение короля, необходимость торможения пешечных лавин и многое другое.

    И все же в дебюте есть «самое главное»! Главной специфической особенностью дебюта является быстрый рост активности каждой из армий. Сравним в этом смысле дебют и миттельшпиль. В миттельшпиле фигуры более-менее развиты, они уже «работают». Передвижение одной из них (если оно не связано с неординарным событием — взятием, тактическим ударом и т. п.) приводит к тому, что мы не только что-то находим, но и что-то теряем (по крайней мере, контроль над полями в районе прежней дислокации фигуры). В дебюте фигуры не в пример пассивнее, они находятся на первоначальных местах. Передвижением одной из их мы резко увеличиваем ее активность, что приводит к скачкообразному росту активности всей армии в целом. И практически ничего при этом не теряем!

    Теперь становится ясным, почему авторитеты, хотя и с оговорками, но все же рекомендуют развивать «одного или двух коней» раньше, чем слонов. Все дело в том, что активность стреляющего с исходной позиции слона заметно выше, чем у неразвитого коня.

    Таким образом, быстрое развитие фигур является в дебюте предметом особой заботы. Стоит допустить одно, другое промедление — и разница активности фигур в пользу соперника предопределит исход встречи.