Основные законы дебюта. Ловушки. Детский мат.

Тема в разделе "Обучение шахматам", создана пользователем omahilo, 22 мар 2016.

  1. omahilo

    omahilo Местный

    0
    170
    +12 / -1
    Сегодня мы опять вернёмся к началу шахматной партии. С каждым днём ты становишься всё более опытным шахматистом, но всё же совершаешь ещё много ошибок. Одна из них – «детский» мат. Многим его показали родители или друзья. Конечно, хочется побыстрей победить своего друга-соперника.
    [​IMG]

    1. e2 – e4 e7 – e5
    2. Фd1 – h5 Kb8 – c6
    3. Cf1 – c4 Kg8 – f6
    4. Фh5 : f7X.

    Иногда это удаётся. Но начиная партию таким образом, ты нарушаешь многие дебютные принципы. Если против тебя будет играть сильный шахматист, то наказание последует страшное и суровое. Он сразу заметит основные недостатки твоего дебюта: в бой рано выходит ферзь, не развиваются остальные шахматные фигуры, застрял в центре король.

    А так как «детский» мат поставить опытному бойцу тебе вряд ли удастся, то готовься к тому, что предстоит много попутешествовать ферзём.

    Введём новые обозначения:
    ? – плохой ход, ! – сильный ход.

    Посмотрим партию, где чёрными играет шахматист, который знает защиту от «детского» мата.
    1. e2 – e4 e7 – e5 2. Фd1 – h5? Kb8 – c6
    Чёрные выводят коня и защищают пешку е5.
    3. Cf1 – c4 g7 – g6
    Легко отражается угроза белого ферзя.
    4. Фh5 – f3 Kg8 – f6
    Выводится фигура и перекрывается линия «f».
    5. Фf3 – b3? . . . Белые во что бы то ни стало хотят добраться до поля f7. Целых три хода прыгал ферзь. А теперь в атаку переходят чёрные кони.
    5. . . . Kc6 – d4! 6. Cc4 : f7+ Kpe8 – e7 7. Фb3 – c4 b7 – b5! 8. Фс4 – с5+ Kpe7 : f7 9. Фс5 – с3 Kf6 : e4 10. Фc3–d3 d7–d5!

    [​IMG]

    Давай подведём итоги дебютного сражения. Белый ферзь сделал семь (!) ходов в дебюте из десяти. За это время чёрные «оседлали» своими конями центр, мобилизовали все силы и остались с лишней фигурой – куда-то делся белый слон.

    Преимущество чёрных!

    Более того, они готовы продолжать наступление. Грозит ход 11. . . . Сс8–f5 и страшный отскок коня е4. Думается, что эта партия несколько охладит пыл любителей «детского» мата.

    Дети, особенно девочки, очень любят повторять ходы своего противника. Правда, это довольно часто сходит с рук. Но всё же для «повторюшек» есть одна маленькая партия, которая должна стать хорошим лекарством от попугайства.

    1. е2 – е4 е7 – е5 2. Kg1 – f3 Kg8 – f6 3. Kf3 : e5 Kf6 : e4? 4. Фd1 – e2 . . .
    [​IMG]
    Чёрные сейчас не могут пойти 4. . . . Фd8–е7, так как белые съедят чёрного коня, а вот чёрный ферзь ответить взятием коня не сможет – сам погибнет.
    Приходится коню с е4 уходить. Тогда белые конь и ферзь наносят по войску чёрных целый залп ударов. 4. . . . Ke4 – f6 5. Ke5 – c6+!

    Конь пошёл под три нападения чёрных фигур, но совсем этого не боится! На доске – вскрытый шах – ходил конь, а удар нанёс белый ферзь. Надо спасать чёрного короля, но тогда гибнет чёрный генерал-ферзь. Либо на е7, либо на d8.

    В партиях, которые мы разобрали, много ловушек. Что это такое? Допустим, ты заметил, что твой противник оставил незащищённой на шахматной доске фигуру или пешку. Не спеши их хватать! Может быть, противник что-то задумал? Съешь пешку, а сам получишь мат.

    Чтобы хорошо вести шахматную партию, соблюдай основные дебютные принципы:
    1. Стремись к быстрейшему развитию фигур;
    2. Не ходи несколько раз одной фигурой;
    3. Располагай свои фигуры так, чтобы они не мешали друг другу;
    4. Не выводи без необходимости своего ферзя в начале партии;
    5. Постарайся понять значение каждого хода;
    6. Старайся опередить противника в развитии фигур – получишь хорошие шансы на атаку.
    7. Не занимайся в дебюте «пешкоедством» – отстанешь в развитии.
    8. Старайся установить контроль над центром.
    9. Подумай о безопасности короля. Лучше отправить своего короля в спасительную рокировку.
    10. Не строй «ловушки» противнику – сам в них попадёшь, а играть хорошо не научишься.
     
    Последнее редактирование модератором: 13 ноя 2018