Шахматная партия - единый процесс борьбы

Тема в разделе "Обучение шахматам", создана пользователем MrTwister, 6 авг 2013.

  1. MrTwister

    MrTwister Продвинутый

    0
    965
    +132 / -0
    Пожалуй, ни одна из стадий партии не прогрессирует так в своем развитии, как современный дебют, который давно стал, по существу, синтезом мобилизации фигур и миттельшпиля. Развитие дебютной теории неуклонно идет по пути дальнейшего слияния этих стадий. Изучение дебюта одновременно означает изучение миттельшпиля, логически возникающего из дебютного построения.

    Рассмотрим следующие факторы:
    • Влияние итогов мобилизации на характер миттельшпиля. Характер борьбы в миттельшпиле во многом определяется итогами предшествующей мобилизации. В ряде случаев, когда одна из сторон выходит из дебюта с определенным преимуществом, исход партии нередко может быть уже предрешен. В таких партиях часто развязку ускоряет тактический удар. В других случаях при переходе из дебюта в середину игры нередко возникает необходимость атаки тех или иных объектов. Много подобных примеров можно найти в различных вариантах сицилианской защиты. В тех случаях, когда ни одна из сторон не достигает в дебюте перевеса, развертывается сложная борьба с примерно равными шансами. Она может носить характер медлительного лавирования, может быть обоюдоострой. Для современной стратегии характерно стремление к борьбе, выходящей за рамки формальной логики.
    • О чертах миттельшпильной борьбы в начале партии. Отметим, что и сам характер дебютной борьбы давно стал более динамичным, во многих случаях максимально приближенным к миттельшпильной борьбе. В современной дебютной теории первостепенное значение придается тому обстоятельству, что в начале партии производится не только мобилизация боевых сил, а действуют и некоторые факторы, присущие середине игры. Не случайно уже в ранней стадии партии все чаще заметны во многих вариантах поиски наиболее эффективного пути (подобно тому, как это часто бывает в миттельшпиле). Да и в менее форсированных вариантах борьба в дебюте зачастую развертывается очень быстро, только ведется большими и еще не совсем отмобилизованными силами.
    • Роль формирования гармонического взаимодействия боевых сил в дебюте. Уже в начале партии необходимо исследовать общий характер взаимодействия боевых сил. Координация их начинает формироваться в дебюте. Поэтому, выдвигая фигуры на активные позиции, следует с самого начала партии стремиться к гармонии в их действиях. Отличительной особенностью борьбы в дебюте является наличие на доске большого количества фигур и пешек. Поэтому очень важное значение приобретает взаимодействие между фигурами и пешками, которые могут как дополнять действия друг друга, так и, напротив, стеснять их. Имеется немало дебютных систем, где одна из сторон допускает далекое продвижение центральных пешек противника с тем, чтобы затем атаковать их. Центральные пешки, далеко продвинутые вперед, только в том случае способствуют захвату пространства, если поддержаны фигурами. В противном случае они представляют серьезную позиционную слабость.
    • Переход из дебюта в миттельшпиль. Его главная задача. При переходе из дебюта в середину игры шахматист должен ставить своей главной целью выработать конкретный план ведения дальнейшей борьбы. Причем этот план намечается, пусть даже в самых общих чертах, уже в ранней стадии дебюта. Современный подход к мобилизации в начале партии требует глубокого изучения дебютных построений, их связи с серединой игры. Общее свойство, объединяющее самые различные формы перехода из дебюта в миттельшпиль, заключается в том, что именно здесь, как правило, определяется стратегический характер основного сражения. А развитие теории все более раскрывает богатейший выбор возможностей. Оценка многих позиций середины игры может стать более понятной, если каждый раз внимательно учитывать пути их возникновения. Ведь «лицо» партии, особенности ее стратегии и тактики в середине игры начинают формироваться еще в дебюте.Поэтому шахматисту, изучающему ту или иную позицию из середины партии, полезно проследить весь процесс предшествующей борьбы, ознакомиться с тем дебютным построением, из которого она возникла.
    • О стадии перехода в эндшпиль. Если переход из дебюта в середину игры обычно раскрывает силу действий фигур, то переходе эндшпиль ведет к заметной переоценке миттельшпильных ценностей. Так, недавно скрытые «за семью печатями» короли наконец-то приобретают реальную действующую силу, во многих случаях равную силе ладьи. И каждая, даже самая слабая, единица материала начинает требовать к себе бережного внимания. Особенно проходные пешки. В редких случаях имевшие в миттельшпиле реальную силу, в эндшпиле они становятся подлинными героями, за «голову» которых приходится расплачиваться очень дорого. Неуклюжие при насыщенном пространстве миттельшпиля, ладьи в эндшпиле готовы разнести «в пух и прах» поредевшие и лишенные резервов обозы противника. А вот прыжки коней и дальние прицелы слонов, приводившие недавно, при большом комплекте сил, буквально в «трепет» главных сановников 64-х полей, теперь во многих случаях становятся геометрически ограниченными, сила этих фигур подлежит уже нередко чисто математическому анализу. Эти факторы шахматист должен серьезно учитывать всякий раз, когда партия переходит в эндшпиль. Хотя в учебниках по заключительной стадии главное внимание уделяется чисто техническим проблемам, на практике в момент перехода приходится считаться со сложной игровой ситуацией, уде порой тесно переплетаются идеи эндшпиля и миттельшпиля. Что считать за сам момент перехода партии в окончание? В большом числе случаев таким моментом является размен ферзей с одновременным исключением основного плана — атаки на короля. Переводу игры в эндшпиль способствует и размен большинства других фигур: двух пар ладей, всех легких фигур и т. п. Итак, переход в эндшпиль связан с упрощениями и, как правило, раскрепощенностью королей, становящихся активными действующими лицами. Принципиальное отличие атаки на короля в эндшпиле от аналогичной атаки в миттельшпиле заключается в роли самого героя драмы. Если в миттельшпиле король, как правило, вынужден сидеть в крепости, то в эндшпиле он находится вблизи передовых позиций и готов не только защищать себя, но при случае и принять участие в наступательной операции. Каждому известно, что, как правило, упрощения и связанный с ними переход в окончание выгодны стороне, имеющее материальный перевес. Ведь при этом заметно изменяется относительное соотношение сил, «гасится» фигурная контригра противника. Конечно, богатейшие материалы современной практики предоставляют самые различные. примеры обратного свойства, когда реализация материального перевеса связана с атакой и т. п. И все же стратегический прием упрощений при реализации остается в силе, и без овладения техникой этого невозможно достичь мастерства.
    • О некоторых других узловых моментах борьбы в шахматном партии. Рассмотренные два узловых момента борьбы—переход из дебюта в миттельшпиль и из миттельшпиля в эндшпиль — как бы определяют трехтомную теорию шахмат. Но на практике далеко не в каждой партии эти моменты бывают существенными и ярко выраженными. Для течения и исхода партии нередко куда более важными могут оказаться другие случаи борьбы, как правило, связанные с «взрывом» элементов тактики или организацией атаки. Сплошь и рядом встречаются партии, пронизанные приключениями, хотя как раз сами моменты перехода в миттельшпиль и из миттельшпиля в эндшпиль протекают относительно спокойно. Каждый раз этому способствует своя конкретная причина. Дело в том, что шахматной партией движут не только принципы игры и объективные требования позиции. Партию играют живые люди, желание и воля которых существенно влияют на характер игры.

    В обычном практическом мышлении шахматист довольно редко оперирует столь общими категориями и сталкивается прежде всего с тактическими и стратегическими элементами той или иной конкретной позиции. Общеизвестно, что основу позиционной игры составляют позиционные элементы. Это, например, пространственный перевес, проникновение ладьями на седьмую или, соответственно, вторую горизонтали. Сюда относятся также проблемы слабых и сильных пунктов, открытых линий и диагоналей. Большая группа элементов связана со взаимной ценностью фигур. Одной из действенных форм этого являются выгодные (или невыгодные) размены. Современная практика дает новые богатые формы позиционной жертвы материала, тем самым расширяя представления о взаимной ценности фигур.